Утвержден
постановлением Правительства Республики Казахстан
от « »2023 года
№
КОМПЛЕКСНЫЙ ПЛАН
по борьбе с наркоманией и наркобизнесом в Республике Казахстан на 2023-2025 годы
В настоящее время можно выделить следующие основные виды потребляемых наркотиков:
опиаты, в том числе следующие транзитом из Афганистана через территорию страны по так называемому «Северному маршруту», пролегающему по территориям Казахстана и государств Центральной Азии, и активно используемому организованной преступностью сопредельных государств;
синтетические наркотики, производство которых получило широкое распространение на территории страны;
произрастающая и культивируемая конопля и ее производные;
лекарственные препараты, содержащие в своем составе психоактивные средства, так называемая «аптечная» наркомания.
Негативными факторами, обуславливающими распространение наркотиков в стране, являются:
наличие устойчивых каналов незаконного ввоза транзитных видов наркотиков, прекурсоров, иных веществ
и оборудования, используемых для их изготовления, вследствие недостаточной укомплектованности отдельных участков Государственной границыРеспублики Казахстан современными техническими средствами;
высокая латентность подпольных наркопроизводств, в том числе плантаций и «фито-лабораторий» по выращиванию каннабиса, оборудуемых, как правило, в малопроходимых местах, с использованием заброшенных колодцев, иных коммуникаций, а также легальныхингредиентов(конструкторы), доставляемых транспортно-логистическими грузами;
активное внедрение наркодиллерами достижений научно-технического прогресса (Даркнет, мессенджеры, криптокошельки и др.);
недостаточно изученная клиника инесовершенные методики исследования новых видов синтетических наркотиков,
не позволяющие сформировать нулевую терпимость общества к данным веществам и эффективный правоохранительный механизм борьбы с их распространением.
Ежегодный объем незаконного оборота наркотиков составляет порядка 20-25 тонн, из которых более 95% приходится
на наркотики каннабисной группы, около 5% на синтетические наркотики, менее 1 % на опий, героин и иные виды веществ.
В 2022 году показатели их изъятия составили: общее количество — 15,9 тонн, из них «синтетики» — 582,9 кг (3,6%), героина и опия – 172,7 кг (1%), марихуаны и гашиша – 6,7 тонн (42%), каннабиса – 8,5 тонн (53,2%).
Другим фактором является организация незаконного культивирования, так называемой «Индийской» конопли
на территориях Кызылординской, частично Туркестанской, Актюбинской и области Улытау. Данный вид преступной деятельности достиг своего пика к середине 2010-х годов, когда впервые для выявления и ликвидации наркоплантаций
в предпесковых и других малопроходимых участках этих регионов были привлечены авиация,другие специальные силы
и средства.
В результате тенденции незаконной культивации каннабиса были значительно купированы. Вместе с тем воздушная разведка остается наиболее эффективным способом борьбы с его распространением. В этой связи в корректировке нуждается лишь тактика задержания наркозаготовителей, скрытому обнаружению и документированию деятельности которых способствовало бы оснащение ОВД беспилотными летательными аппаратами, автомобильным транспортом и средствами воздушной разведки. При этом вертолетная техника будет применяться исключительно для десантирования групп захвата, что значительно увеличит ее моторесурс.
В этой связи прогнозирование дальнейшего развития ситуации, связанной с транзитом афганских опиатов, требует проведения отдельного углубленного анализа, поскольку данная проблематика взаимоувязана с остальными факторами, обуславливающими наркоситуацию в Казахстане и других странах Центральной Азии.
Глобальной общемировой проблемой является насыщение наркорынка новыми психоактивными веществами синтетического происхождения. В Казахстане первые предпосылки к их распространению возникли в начале 2010-х годов,
в то время как, к примеру, в России и Беларуси смертность от «синтетики» достигала уже критических пределов.
Для оперативного решения данной проблемы, в первую очередь, было модернизировано антинаркотическое законодательство путем введения в 2015 году института «аналогов» наркотических средств и психотропных веществ,
наделения в 2019 году Правительства компетенцией по утверждению списков подконтрольных веществ, а также отнесению
в 2021 году «синтетики» к тяжелым видам наркотиков, уголовная ответственность за хранение которых наступает с 1 грамма.
Благодаря принятым нормам в Казахстане контролируются практически все известные на сегодня опасные виды синтетических наркотиков (всего порядка 300 веществ и более 1 тыс. их аналогов).
Наряду с этим к концу 2010-х годов в наркоторговле стали активно использоваться иностранные онлайн-платформы, сервисы обмена мгновенными сообщениями, электронные кошельки, а позже криптовалюта, обезличенные и подставные, так называемые, «дроп-счета».
В этой связи в 2020 году по поручению Главы государства склонение к потреблению и сбыт наркотиков через Интернет были отнесены к категориям тяжких и особо тяжких преступлений, соответственно. Также введены новые составы преступления – реклама и пропаганда наркотиков.
Сегодня к указанным факторам масштабного распространения«синтетики» добавилось налаживание их собственного производства в условиях подпольных нарколабораторий с использованием прекурсоров и оборудования, как правило, российского и китайского происхождений. При этом продолжается контрабанда различных концентратов, прекурсоров
и готовых к употреблению веществ преимущественно с территории России посредством почтовых отправлений
и транспортно-логистических компаний.
В настоящее время для усиления борьбы с новыми проявлениями наркобизнеса Мажилисом ПарламентаРеспублики Казахстан рассматривается законопроект, предусматривающийужесточение ответственности за незаконный оборот внутри страны прекурсоров (уголовно наказуемой является лишь их контрабанда), иных веществ и оборудования, используемых для изготовления наркотиков (здесь обязательным признаком является их сбыт).
Вместе с темдальнейшее совершенствование в данном направлении нормативно-правовой базы видится в изучении судебной практики по делам о наркоправонарушениях, в особенности вновь введенным их составам, с выработкой разъяснений
и предложений по совершенствованию соответствующих норм.
Следует отметить, что вышеназванным законопроектом предполагается усилить ответственность за неправомерное обращение с сильнодействующими веществами, к числу которых относятся такие лекарственные препараты, как «тропикамид» и «закись азота», используемыев так называемой «аптечной наркомании». В основном данные вещества применяются для увеличения воздействия «синтетики» и других видов наркотиков и ввиду развития медицинского рынка не имеют исчерпывающего перечня.
Поэтому на данном этапенеобходимо выработать механизм мониторинга и ограничения оборота медикаментов, становящихся предметом злоупотребления, с рассмотрением вопроса об отнесении наиболее опасных из них
к наркотическим, психотропным или сильнодействующим веществам, с учетом сохранения доступности к этим препаратам нуждающихся категорий граждан.
В целяхпресечения распространения «синтетики» также важно предусмотреть меры в части:
усиления контроля за прекурсорами, иными веществами и оборудованием, используемыми для изготовления наркотиков, в первую очередь, в зонах прохождения пограничного и таможенного досмотра соответствующих грузов с определением «природы», токсичности и химического состава таких веществ, изъятия которых в последнее время исчисляются десятками тонн (с начала т.г. – около 90 т), а такжерассмотрением возможности их дальнейшего применения в промышленности и (или) утилизации;
ограничения использованияв наркобизнесе интернет-технологий, в том числе путем расширения в Казахстане представительств иностранных онлайн-платформ и сервисов обмена мгновенными сообщениями, деятельность которых в этом случае будет подпадать под нормы действующего законодательства РК, а также провайдерских, банковских и почтовых услуг.
Здесь наряду соснащением специализированных подразделенийОВД современными аппаратно-программными комплексамицелесообразно рассмотреть возможность расширения в целом функционала МВДв сфереборьбы с киберпреступностью в части:
устранения условий, способствующих распространению наркотиков в развлекательных заведениях и иных объектах, входящих в соответствующую зону риска, с расширением их перечня и регламентацией мер,направленных напресечение сбыта и (или)немедицинского потребления наркотиков,через призму соответствующих административно-правовых норм
(ст.422 КоАП);
— внедрения скрининга на употребление психоактивных веществ среди декретированных групп населенияс учетом их поэтапного расширения, исходя из необходимости установления реального количества наркопотребителей, а не их персональных данных.
Следует отметить, что с постановкой на утрату в 2015 году Отраслевой программы борьбы с наркоманией и наркобизнесом первым и единственным на сегодня межведомственным документом в данной сфере стала одобреннаяв 2022 годуПравительством Дорожная карта по совершенствованию мер противодействия наркопреступности и профилактики наркомании на 2022-2023 гг.
Кроме того, действовавший в структуре МВД на правах государственного учреждения профильный Комитет,в 2014 годупреобразован в Департамент по противодействию наркопреступности с сохранением всех его функций, целей и задач. Однако он претерпел 2-х кратное сокращение штатной численности и существенное ограничение полномочий на нормативном уровне.
В этот же период проведена реструктуризация других уполномоченных органов, в том числе таможни,
с передачей ее правоохранительной функции Службе экономических расследований, сотрудники которой не имеют доступа
в таможенную зону.
В итоге сложившаяся ситуация привела к значительному сокращению возможностей СЭР в противодействии контрабанде наркотиков и особенно ослаблению роли МВД как уполномоченного координирующего органа в формировании и реализации государственной наркополитики.
В то же время имеющийсяу них потенциал при надлежащем финансировании позволяет создать эффективнуюплатформу экстренной стабилизации наркоситуации, чему может способствовать принятию в ближайшей перспективе следующих мер:
оснащение пограничных пунктов пропуска досмотровым оборудованием по обнаружению наркотиков, прекурсоров
и оборудования для нарколабораторий, перевозимых большегрузным транспортом под видом товарно-материальных ценностейи легальной химической продукции;
укрепление материально-технической базы органов судебной экспертизы по ускоренному исследованию новых синтетических наркотиков, а также образцов крови и других биоматериалов, подлежащих отбору органами здравоохранения
в рамках медицинского освидетельствования граждан;
внедрение скрининга по выявлению наркозависимости на ранних стадиях, способствующего формированию достоверного учета наркопотребителей, эффективному анализу наркоситуации с выработкой адекватных мер профилактики наркомании;
модернизация и открытие лечебно-реабилитационных центров, повышение спроса на готовую продукцию лечебно-трудовых мастерских, мониторинг оказания медико-социальной помощи наркозависимым от психоактивных веществ в частных наркоцентрах;
повышение эффективности выявления и пресечения заготовки каннабиса, каналов его распространения, а также
ликвидации подпольных нарколабораторий в малопроходимой местности с применением современных технических средств.
В этой связи на реализацию мероприятий Комплексного плана борьбы с наркоманией и наркобизнесом в Республике Казахстан на 2023 – 2025 годы (далее – Комплексный план) предусмотрено выделение из бюджета53,1 млрд тенге, в том числе около367 млнтенге собственных средств республиканского государственного казенного предприятия «Центр судебных экспертиз» Министерства юстиции Республики Казахстан.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||
№ п/п | Наименование мероприятия | Форма завершения | Сроки исполнения | Ответственные за исполнение | Объем финансирования, тыс.тенге | Источники финансирования | |||||
всего на 2023-2025 годы | в том числе | ||||||||||
2023 год | 2024 год | 2025 год | |||||||||
Ожидаемые результаты: | |||||||||||
Снижение латентности наркопотребителей путем увеличения количества лиц, впервые поставленных на учет как потребители наркотических средств и психотропных веществ синтетического происхождения (источник: отчет 1-Н КПССУ) на 2023 г. – 5%, 2024 г. – 10%, 2025 г. – 15% | |||||||||||
Увеличение доли несовершеннолетних лиц, снятых с динамического наблюдения с длительной ремиссией, от общего количества несовершеннолетних лиц с диагнозом «наркомания», находящихся на динамическом наблюдении (источник: данные Министерства здравоохранения) на 2023 г. – 15%, 2024 г. – 18%, 2025 г. – 20% | |||||||||||
Актуализация списков наркотиков и прекурсоров, подлежащих контролю в РК, за счет их пополнения новыми видами веществ, обнаруженных в незаконном обороте (источник: ПП РК от 03.07.2019 г. № 470) на 2023 г. – 5%, 2024 г. – 5%, 2025 г. – 5% | |||||||||||
Сокращение доступности синтетических наркотиков путем увеличения их изъятий из незаконного оборота (источник: отчет 1-Н КПССУ)на 2023 г. – 10%, 2024 г. – 15%, 2025 г. – 20% | |||||||||||
Увеличение доли лиц, охваченных программой медико-социальной реабилитации, от общего количества наркозависимых, прошедших добровольное лечение (источник: данные Министерства здравоохранения) на 2023 г. – 26%, 2024 г. – 28%, 2025 г. – 30% | |||||||||||
Сокращение сроков производства судебной экспертизы синтетических наркотиков (источник: данные Министерства юстиции): 2023 г. –до 10 суток, 2024 г. – до 5 суток, 2025 г. – до 3 суток | |||||||||||
Пресечение незаконного оборота прекурсоров, иных веществ и оборудования, используемых для изготовления наркотиков, с ростом их изъятий (источник: отчет 1-Н КПССУ): 2023 г. – в 5 раз, 2024 г. – в 10 раз, 2025 г. – в 15 раз | |||||||||||
Выявление и блокирование наркосайтов с содержанием их доли в общей структуре противоправного интернет-контента (источник: ИС «Кибернадзор»): 2023 г. – 25%, 2024 г. – 27%, 2025 г. – 30% | |||||||||||
Анализ наркоситуации и тенденций ее развития | |||||||||||
Проведение углубленного анализа развития наркоситуации в условиях трансформации наркорынка, появления новых вызовов и угроз современного наркобизнеса с акцентом на: | аналитические обзоры | раз в полугодие 2023-2025 г.г. | МВД, МЗ, ГП(по согласованию), РГКП «ЦСЭ» (по согласованию) | — | — | — | — | не требуются | |||
9.1 | определение объективных данных об уровне наркопотребления в стране, видах потребляемых наркотиков и объемах наркотрафика через территорию Казахстана | — | — | — | — | не требуются | |||||
9.2 | установление масштабов и объема внутреннего наркорынка | — | — | — | — | не требуются | |||||
9.3 | влияние фактора производства синтетических наркотиков внутри страны и наличия лабораторий по их изготовлению | — | — | — | — | не требуются | |||||
9.4 | тенденции трафика опиатов и метамфетамина по «Северному маршруту» | не требуются | |||||||||
Участие в проводимом УНП ООН анализе ситуации и оценок трафика афганских наркотиков по «Балканскому» и «Южному» маршрутам | аналитические обзоры | 4 квартал 2023-2025 г.г. | МВД, МИД | — | — | — | — | не требуются | |||
Совершенствование законодательной и нормативной правовой базы | |||||||||||
Изучение досудебной и судебной практики по уголовнымнаркоправонарушениям, в том числе вновь введенным их составам, в целях выработки разъяснений и предложений по совершенствованию норм, связанных с: | протокол заседания Межведомственной рабочей группы по вопросам совершенствования уголовного и уголовно-процессуального законодательства | 4 квартал 2023-2025 г.г. | МЮ, МВД, КНБ (по согласованию), ГП (по согласованию) | не требуются | |||||||
11.1 | производством синтетических наркотиков, незаконным оборотом используемых при этом веществ и оборудования | ||||||||||
11.2 | вербовкой лиц в наркобизнес посредством размещения «скрытой» рекламы наркотиков на сайтах объявлений и других популярных онлайн-платформах | ||||||||||
11.3 | предоставлением персональных данных для открытия «подставных» («дроп») счетов, оформления абонентских номеров и иных услуг для незаконных сделок с наркотиками | ||||||||||
11.4 | непринятием мер к пресечению сбыта и (или) немедицинского потребления наркотиков владельцами транспортно-логистических организаций, частных таксопарков, служб доставки и т.д. | ||||||||||
Повышение эффективности противодействия новым вызовам и угрозам современного наркобизнеса | |||||||||||
Выявление фактов распространения синтетических наркотиков, в том числе бесконтактно-закладочным способом, с использованием электронных информационных ресурсов (социальные сети,мессенджеры, электронные кошельки и т.д.) | проведение целевых оперативно-розыскных мероприятий | постоянно | МВД, КНБ (по согласованию), АФМ (по согласованию), ГП (по согласованию), МИО | РБ, МБ (в пределах имеющихся бюджетных средств) | |||||||
Привлечение к ответственности организаторов «нарколабораторий», пресечение их деятельности, а также ликвидация складов и «схронов» прекурсоров, реакторов, иных веществ и оборудования («конструкторов»), используемых для производства «синтетики» | реализация оперативно-поисковых и других специальных мероприятий | постоянно | МВД, КНБ (по согласованию), АФМ (по согласованию), ГП (по согласованию), МИО | РБ, МБ (в пределах имеющихся бюджетных средств) | |||||||
Предупреждение и пресечение незаконного оборота наркотиков и сильнодействующих веществ в ночных клубах и других увеселительных заведениях | организация оперативно-профилактиче-ских и рейдовых мероприятий | постоянно | МВД, МЗ, КНБ (по согласованию), АФМ (по согласованию), ГП (по согласованию), МИО | РБ, МБ (в пределах имеющихся бюджетных средств) | |||||||
Разобщение причастных к наркобизнесу организованных преступных групп, в том числе транснациональных, с проведением внешних и внутренних «контролируемых поставок» | совместные планы | постоянно | МВД, КНБ (по согласованию), АФМ (по согласованию), ГП (по согласованию) | РБ, МБ (в пределах имеющихся бюджетных средств) | |||||||
Противодействие рекламе и пропаганде наркотиков в сети Интернет посредством распространения «граффити» и иной информации о наркосайтах с привлечением НПО, блогеров, IТ-специалистов («хакеров»), волонтеров и других представителей общественности | проведение соответствующих мероприятий | постоянно | МВД, МИОР, КНБ (по согласованию), АФМ (по согласованию), ГП (по согласованию), МИО | РБ, МБ (в пределах имеющихся бюджетных средств) | |||||||
Внедрение современных аппаратно-программных комплексов для выявления противоправного контента с их подключением к широкополосному Интернету в обход единого шлюза МВД | акты приемки | 4 квартал 2023-2025 г.г. | МВД, КНБ (по согласованию), МИОР,МИО | 1 786 439 | 791 063 | 479 889 | 515 487 | РБ | |||
Укрепление материально-технической базы подразделений по борьбе с наркобизнесом (автотранспорт, оборудование, оргтехника и др.) | акты приемки | 4 квартал 2023-2025 г.г. | МВД | 1 844 131 | 401 336 | 795 740 | 647 055 | РБ | |||
Совершенствование критериев/признаков подозрительных операций, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, по результатам правоприменительной практики правоохранительных органов и органов национальной безопасности | предложения в подразделения финансовой разведки, приказ АФМ | 4 квартал 2023-2025 г.г. | АФМ (по согласованию), МВД, КНБ (по согласованию), НБ (по согласованию), АРРФР (по согласованию) | — | — | — | — | Не требуется | |||
Изучение международного опыта по автоматизации механизма взаимодействия заинтересованных государственных органов с финансовыми институтами по подозрительным операциям, связанным с незаконным оборотом наркотиков, с привлечением ассоциаций платежных организаций и финансистов Казахстана | проведение семинара, выработка и внедрение рекомендаций | 4 квартал 2023-2025 г.г. | МВД, АФМ (по согласованию), НБ (по согласованию), АРРФР (по согласованию), КНБ (по согласованию) | — | — | — | — | не требуются | |||
Совершенствование системы мониторинга средств массовой информации, интернет-ресурсов, в том числе социальных сетей, на предмет выявления и нейтрализации фактов рекламы и пропаганды наркотиков с принятием мер судебного и внесудебного запрета по ограничению их трансляции на территории РК | предложения в Правительство | 1 полугодие 2024 г. | МИОР, МВД, КНБ (по согласованию), ГП (по согласованию) | — | — | — | — | не требуются | |||
Пополнение реестра законных представителей иностранных онлайн-платформ и сервисов обмена мгновенными сообщениями интернет-ресурсов, используемыми для распространения наркотиков на территории РК | приказ МИОР | 4 квартал 2023-2025 г.г. | МИОР, МВД, КНБ (по согласованию) | — | — | — | — | не требуются | |||
Систематизация деятельности государственных органов по выявлению, учету и приостановлению доступа к запрещенной или ограниченной к распространению информации в сетях телекоммуникаций посредством разработки и внедрения новой информационной системы | акт ввода в промышленную эксплуатацию | 4 квартал 2024 г. | МИОР | — | — | — | — | не требуются | |||
Упрощение механизма внесения под контроль новых видов наркотиков, прекурсоров, иных веществ и оборудования, используемых для их изготовления | предложения в Правительство | 1 полугодие 2024 г. | МВД, МЗ, РГКП «ЦСЭ» (по согласованию) | — | — | — | — | не требуются | |||
Ограничение оборота лекарственных препаратов, являющихся предметом злоупотребления, с отнесением наиболее опасных из них к наркотическим средствам, психотропным или сильнодействующим веществам, обеспечением доступности для нуждающихся категорий граждан | постановление Правительства, приказ МЗ | 4 квартал 2023-2025 г.г. | МВД, МЗ | — | — | — | — | не требуются | |||
Внедрение контрольного закупа в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий для усиления профилактики, выявления и пресечения неправомерной реализации лекарственных средств, отпускаемых по рецепту врача, в том числесодержащих сильнодействующие вещества | проект Закона | 2 полугодие 2024 г. | МЗ, МЮ, МВД, ГП (по согласованию) | — | — | — | — | не требуются | |||
Материально-техническое оснащение органов судебной экспертизы, в том числе стандартными образцами по исследованию новых видов синтетических наркотиков | Акты приемки | 4 квартал 2023-2025 г.г. | МЮ, РГКП «ЦСЭ» (по согласованию) | 10 009 837 | 2 017 585 | 3 996 126 | 3 996 126 | РБ | |||
367 446 | 122 482 | 122 482 | 122 482 | собственные средства РГКП «ЦСЭ» | |||||||
Разработка алгоритма действий по сокращению сроков производства судебной экспертизы синтетических наркотиков в целях своевременного избрания соответствующей меры пресечения | совместный приказ | 2 полугодие 2023 г. | МЮ, МВД, ГП (по согласованию), КНБ (по согласованию), АФМ (по согласованию) | — | — | — | — | не требуются | |||
Обеспечение подразделений Пограничной службы КНБ досмотровым оборудованием, техническими средствами пограничного контроля и радиомониторинга на каналах связи, служебными собаками и их подготовки | акты приемки | 4 квартал 2023-2025г.г. | КНБ (ПС) (по согласованию) | 4 522 793 | 916 594 | 1 991 996 | 1 614 203 | РБ | |||
Повышение эффективности участия Национальной гвардии в оперативно-профилактических мероприятиях по борьбе с наркобизнесом, в том числе: | |||||||||||
30.1 | ведение воздушной разведки авиацией и вертолетной поисково-штурмовой группой подразделений специального назначения «Бүркіт» | выявление наркорзаготови-телей, локаций наркотиков | июнь-октябрь 2024-2025 г.г. | МВД (НГ) | 195 660 | 0 | 97 830 | 97 830 | РБ | ||
30.2 | приобретение комплексов БПЛА различных типов для оснащения воинских частей (подразделений) специального назначения «Бүркіт» | акты приемки | 4 квартал 2024-2025 г.г. | МВД (НГ) | 21 608 484 | 0 | 10 489 556 | 11 118 928 | РБ | ||
30.3 | оснащение воинских частей (подразделений) специального назначения «Бүркіт» техническими средствами разведки | акты приемки | 4 квартал 2024-2025 г.г. | МВД (НГ) | 10 805 215 | 0 | 5 198 027 | 5 607 188 | РБ | ||
Регламентация взаимодействия правоохранительных органов и органов национальной безопасности при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий и негласных следственных действий по выявлению и документированию наркопреступлений | совместный приказ | 1 полугодие 2024 г. | МВД, ГП (по согласованию), КНБ (по согласованию), АФМ (по согласованию) | — | — | — | — | не требуется | |||
Проведение на регулярной основе совместных оперативно-розыскных и иных мероприятий в зонах прохождения пограничного и таможенного досмотра с целью обнаружения наркотиков, веществ и оборудования, используемых для их изготовления | ежегодный совместный план | 4 квартал 2023-2025 г.г. | МВД, МФ, КНБ (по согласованию), АФМ (по согласованию) | — | — | — | — | не требуется | |||
Применение в тестовом режиме в зонах пограничного и таможенного контроля газоанализаторов и экспресс-тестов по обнаружению наркотиков и прекурсоров в подозрительных грузах | пилотный проект, предложения в Правительство | 1 полугодие 2024г. | МФ, КНБ (по согласованию) | — | — | — | — | РБ (в пределах имеющихся бюджетных средств) | |||
Закрепление офицеров связи по контролю подозрительных грузов в пунктах пропуска через Государственную границу с созданием пунктов управления на базе городских районных линейных органов внутренних дел | совместный приказ | 4 квартал 2023-2025 г.г. | МВД, МФ, АФМ (по согласованию), КНБ (по согласованию) | — | — | — | — | не требуются | |||
Изучение возможности передачи на безвозмездной основе промышленным субъектам прекусоров, ядовитых веществ и другой химической продукции, изъятой в качестве вещественных доказательств по уголовным делам, в том числе для их безопасной утилизации | информация в Правительство | 1 полугодие 2024 г. | МВД, КНБ (по согласованию), АФМ (по согласованию), ГП (по согласованию), РГКП «ЦСЭ» (по согласованию) | — | — | — | — | не требуются | |||
Совершенствование методики расчетов раскрываемости и динамики преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров | совместный приказ | 2 полугодие 2023 г. | МВД, ГП (по согласованию) | — | — | — | — | не требуются | |||
Проведение космического мониторинга ареалов произрастания культивируемых наркосодержащих растений с применением машинного обучения искусственного интеллекта на основе космических снимков (при предоставлении МВД не менее 300 подтвержденных точек координат ранее выявленных посевов с учетом наличия на них архивных космических снимков) | информация в МВД (предполагаемые координаты) | Июль-сентябрь 2023-2025 г.г. | МЦРИАП | — | — | — | — | не требуются | |||
Привлечение профильных высших учебных заведений, международных и зарубежных организаций к обучению и повышению квалификации сотрудников правоохранительных органов и органов национальной безопасности передовым практикам работы в условиях новых вызовов и угроз современного наркобизнеса, в том числе на базе Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре РК | меморандумы | 4 квартал 2024-2025 г.г. | МВД, МНВО, КНБ (по согласованию), ГП (по согласованию) | — | — | — | — | не требуются | |||
Внедрение современных методик обучения тактике проведения комплекса следственных действий по документированию фактов подпольных наркопроизводств (лабораторий) и интернет-магазинов по продаже наркотиков | создание учебных криминалисти-ческих полигонов | 1 полугодие 2024 г. | МВД | — | — | — | — | РБ (в пределах имеющихся бюджетных средств) | |||
Внесение предложений по формированию подразделений, наделенных достаточными полномочиями и штатной численностью для: | Предложения в АП | 2 полугодие 2023 г. | МВД, МФ, МНЭ | — | — | — | — | не требуются | |||
40.1 | надлежащего осуществления функций уполномоченного государственного органа в сфере контроля за оборотом наркотиков и межведомственной координации | ||||||||||
40.2 | противодействия киберпреступности, одним из основных сегментов которой является наркобизнес в сети Интернет | ||||||||||
Внесение предложений по формированию подразделений, наделенных достаточными полномочиями и штатной численностью для проведения следственно-оперативных и иных мероприятий по пресечению контрабанды через таможенную границу наркотиков, прекурсоров, иных веществ и оборудования для их изготовления | предложения в АП | 2 полугодие 2023 г. | АФМ (по согласованию), МФ, МНЭ | — | — | — | — | не требуются | |||
Совершенствование системы профилактики, лечения наркомании и развитие системы реабилитации наркозависимых лиц | |||||||||||
Включение в модуль «Безопасность жизнедеятельности» изучения темы по предупреждению употребления психоактивных веществ для обучающихся 5-9 классов в рамках обязательного вариативного курса «Глобальные компетенции» | внесение изменений в руководство для педагогов по курсу «Глобальные компетенции» | 1 полугодие 2024 г. | МП | — | — | — | — | не требуются | |||
Разработка и внесение в психолого-педагогический модуль образовательных программ курсов повышения квалификации для заместителей руководителей организаций образования, классных руководителей, педагогов-психологов обязательного практического семинара «Меры предупреждения аддиктивного поведения несовершеннолетних» | совместный приказ | 1 полугодие 2024 г. | МП, МЗ | — | — | — | — | не требуются | |||
Активизация профилактики наркомании среди несовершеннолетних в средних и средне-специальных учебных заведениях с привлечением членов Совета по молодежной политике при Президенте РК в качестве тренеров, в том числе за счет: совершенствования методики организации классных часов по профилактике потребления наркотиков, табакокурения и алкоголизма; проведения на постоянной основе профилактических декад, направленных на предупреждение возникновения алкогольной, наркотической зависимости и пропаганду здорового образа жизни; формирования у учащихся самостоятельных навыков социально-значимого выбора с персональной ответственностью; повышения уровня осведомленности несовершеннолетних и их родителей об ответственности за участие в незаконном обороте наркотиков | меморандум проведение мероприятий | 4 квартал 2023-2025 г.г. | МП, МИО | — | — | — | — | МБ (в пределах имеющихся бюджетных средств) | |||
Выделение целевых местных бюджетных средств на финансирование мероприятий по формированию наркотического иммунитета и участию граждан в борьбе с незаконным оборотом наркотиков | решения маслихатов | 4 квартал 2023-2025 г.г. | МИО МВД | — | — | — | — | МБ (в пределах имеющихся бюджетных средств) | |||
Включение в планы развития областей, городов республиканского значения и столицы целевых мероприятий по: | решения маслихатов областей, городов республикан-ского значения и столицы | 2 полугодие 2023 г. | МИО, МВД, МЗ, МП, МВНО | — | — | — | — | МБ (в пределах имеющихся бюджетных средств) | |||
46.1 | разъяснению среди учеников старших классов и их родителей проблем современных синтетических наркотиков, аптечной наркомании и правовых последствий участия подростков в незаконном обороте наркотиков (распространение закладок, листовок с названиями сайтов, граффити и т.д.) | ||||||||||
46.2 | проведению в организациях образования встреч узких специалистов по профилактике наркомании с учащимися и студентами | ||||||||||
46.3 | изготовлению и размещению на улицахи других общественных местах социальной рекламы антинаркотической направленности | ||||||||||
46.4 | созданию местной модели противодействия наркомании с акцентом на особенностях региона и привлечением НПО, органов местного управления, активных граждан, СМИ и др. (по методологии CADCA) | ||||||||||
46.5 | реализации готовой продукции лечебно-трудовых мастерских центров психического здоровья | ||||||||||
46.6 | разработке правил обеспечения мер по пресечению сбыта и (или) немедицинского потребления наркотиков в развлекательных заведениях и иных декретированных объектах | ||||||||||
46.7 | заключению меморандумов с подразделениями егерской службы, субъектами охотничьих, лесных, крестьянско-фермерских и сельских хозяйств по оказанию содействия в выявлении на их территории подпольных нарколабораторий, схронов и закладок наркотиков | ||||||||||
46.8 | установке стандартизированных систем видеонаблюдения, в том числе с функцией фиксации правонарушений, по возможным маршрутам следования наркокурьеров к местам потенциальных закладок наркотиков, обеспечением точки доступа к ним подразделений по противодействию наркопреступности | ||||||||||
Информационное сопровождение антинаркотической деятельности государственных органов и НПО по актуальным проблемам наркомании, особенно среди молодежи, с размещением, в том числе на сайте www.eljаstary.kzблока: признаках наркопотребления, формах вовлечения и ответственности за участие в незаконном обороте наркотиков (распространение «закладок», граффити-рисунков, листовок с названиями наркосайтов, их администрирование и т.д.); по разъяснению опасности современных синтетических наркотиков, разоблачению форм, методов и приемов их распространения; о проблемах «аптечной» наркомании и иных формах злоупотребления психоактивными, сильнодействующими и другими вредными веществами («веселящий газ», «вейпы», «снюсы» и т.д.)со списками профильных НПО и волонтеров, профилактической продукцией и т.д. | пролонгация медиа-плана, | 2 полугодие 2023 г. | МИОР | — | — | — | — | не требуются | |||
размещение актуальной информации | 4 квартал 2024-2025 г.г. | МИОР, МВД, МЗ, МП, МИО | |||||||||
Проведение мероприятий, посвященных Международному дню борьбы с наркоманией – 26 июня | приказ МВД | 1 полугодие 2023-2025 г.г. | МВД, МИО | — | — | — | — | МБ (в пределах имеющихся бюджетных средств) | |||
Проведение информационной кампании, приуроченной к Международному дню борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков среди всех слоев населения с привлечением СМИ | акты выполненных работ | 4 квартал 2024 г. | МЗ, МИОР | 15 776 | — | 15 776 | — | РБ | |||
Усиление взаимодействия с частными наркологическими центрами с целью совершенствования оказания медико-социальной помощи лицам с зависимостями от психоактивных веществ | приказ МЗ | 2 полугодие 2024 г. | МЗ, МВД | — | — | — | — | не требуются | |||
Разработка и ротация в СМИ и социальных сетях аудио-видеороликов по профилактике наркомании с привлечением медиа личностей (блогеры, представители шоу-бизнеса и др.) по пропаганде здорового образа жизни в целях формирования устойчивой мотивации к здоровому образу жизни у населения | акты выполненных работ | 4 квартал 2024-2025 г.г. | МЗ, МИОР МИО | 36 288 | 18 144 | 18 144 | РБ | ||||
Проработка возможности закрепления нормы о прохождении добровольного скрининга на определение психоактивных веществ в биологических средах в ходе предоставления медицинских услуг населению, на условиях общественного договора (анонимности) | предложение в Правительство | 1 полугодие 2024 г. | МЗ, МВД | не требуются | |||||||
Внедрение наркологического скрининга среди военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, предусматривающего, в том числе: | проект Закона | 2 полугодие 2023 г. | ГП (по согласованию) МВД, МЧС, МЗ, АПК (по согласованию), АФМ (по согласованию) | не требуются | |||||||
53.1 | формирование реестра подразделений, сотрудники которых наиболее подвержены риску наркопотребления, с поэтапным его расширением | ||||||||||
53.2 | внеплановое и внезапное проведение скрининга с возложением его организации на службы собственной безопасности или инспекции по личному составу | ||||||||||
53.3 | проведение экспресс-тестирования в ведомственных и иных обслуживающих медицинских организациях | ||||||||||
53.4 | обеспечение полноценной процедуры медицинского освидетельствования лиц с положительными результатами экспресс-тестов | ||||||||||
Обеспечение на постоянной основе ревизии камер хранения вещественных доказательств в целях предупреждения повторного оборота наркотиков | акты сверок | 4 квартал 2023-2025 г.г. | МВД, КНБ (по согласованию) | не требуются | |||||||
Определение уровня добропорядочности сотрудников подразделений по противодействию наркопреступности в соответствии с действующим законодательством («Intergrity check») | информация в Правительство | 4 квартал 2023-2025 г.г. | МВД, КНБ (по согласованию) | ||||||||
Адаптация (валидизация) системы анкетирования на предмет потребления психоактивных веществ (ASSIST) среди подростков и молодежи, ее поэтапное внедрение (в случае одобрения) с обеспечением анонимности результатов | предложения в Правительство | 1 полугодие 2024 г. | МЗ, МП, МНВО, МИО | не требуются | |||||||
Модернизация, капитальный ремонт и строительство региональных центров психического здоровья с обеспечением их современным оборудованием | акты выполненных работ | 4 квартал 2023-2025 г.г. | МИО | — | — | — | — | МБ (в пределах имеющихся бюджетных средств) | |||
Проведение модернизации и капитального ремонта РНПЦПЗ МЗ (г.Алматы), филиала РНПЦПЗ (г.Павлодар) и отделения медико-социальной реабилитации «АСАР», в том числе: | акты выполненных работ | 4 квартал 2024-2025 г.г. | МЗ | 2 202 205 | — | 313 182 | 1 889 023 | РБ | |||
58.1 | проведение технического обследования зданий для проведения капитального ремонта | акты технического обследования | 4 квартал 2023-2025 г.г. | МЗ | — | — | — | за счет собственных средств РНПЦПЗ МЗ | |||
58.2 | разработка проектно-сметной документации на проведение капитального ремонта | ПСД | 4 квартал 2024 г. | МЗ | 154 950 | — | 154 950 | — | РБ | ||
58.3 | — проведение капитального ремонта РНПЦПЗ МЗ (г.Алматы), филиала РНПЦПЗ(г.Павлодар) и отделения медико-социальной реабилитации «АСАР» | акты приемки | 4 квартал 2025 г. | МЗ | 1 756 093 | — | 1 756 093 | РБ | |||
58.4 | оснащение медицинским оборудованием | акты приемки | 4 квартал 2024-2025 г.г. | МЗ | 291 162 | — | 158 232 | 132 930 | РБ | ||
Выделение пригородных земельных участков с открытием отделений медико-социальной реабилитации с лечебно-трудовыми мастерскими | решения маслихатов | 4 квартал 2023-2024 г.г. | МИО | — | — | — | — | МБ (в пределах имеющихся бюджетных средств) | |||
Совершенствование тарифов и методов оплаты по службе охраны психического здоровья с учетом расширения медико-социальной реабилитации наркозависимых, в том числе в части финансирования Центров временной адаптации и детоксикации из местного бюджета | предложения в Правительство | 1 полугодие 2024 года | МЗ, МИО | — | — | — | — | не требуются | |||
Выделение грантов на обучение, подготовку и повышение квалификации специалистов, в том числе в ведущих зарубежных наркологических центрах, для региональных организаций, оказывающих наркологическую помощь населению | информация в МВД | 4 квартал 2023-2025г.г. | МИО | — | — | — | — | МБ (в пределах имеющихся бюджетных средств) | |||
Обеспечение лекарственными средствами участников программы поддерживающей терапии агонистами опиоидов из республиканского бюджета | приказ МЗ | 4 квартал 2024-2025 г.г. | МЗ | 142 198 | — | 71 099 | 71 099 | РБ | |||
Разработка методики и постановка задачипо формированию социально-экономического портрета наркопотребителей и иных лиц, причастных к наркобизнесу | информация в МЦРИАП | 4 квартал 2023 г. | МВД, МЗ | не требуются | |||||||
Реализация кейса «Социально-экономический портрет наркопотребителя»в цифровой карте семьи | протокол демонстрации | 1 полугодие 2024 г. | МЦРИАП, МВД, МЗ, МТСЗН | не требуются | |||||||
Обеспечение легального оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров | |||||||||||
Совершенствование механизма взаимодействия уполномоченных органов с юридическими лицами, участвующими в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, в целях упорядочения механизма их учета, распределения, хранения и уничтожения | предложения в Правительство | 1 квартал 2024 г | МВД, МЗ, МНЭ, МЦРИАП, КНБ (по согласованию) | — | — | — | — | не требуются | |||
Продолжение мероприятий по цифровизации государственных услуг в сфере легального оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекуросов, в том числе путем интеграции портала е.license в рамках проекта регулирования «с чистого листа» | информация в Правительство | 4 квартал 2023-2024 г.г. | МВД, МЦРИАП | — | — | — | — | не требуются | |||
Расширение перечня наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров (раздел 2.12), в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию ЕАЭС и (или) вывоза с его таможенной территории их новыми видами (решение коллегии ЕЭК от 21.04.2015г. № 30) | решение коллегии ЕЭК | 2 полугодие 2023 г. | МТИ, МВД, МЗ, МФ, РГКП «ЦСЭ» (по согласованию) | — | — | — | — | не требуются | |||
Укрепление и расширение международного сотрудничества | |||||||||||
Принятие мер по заключению международных договоров и подписанию меморандумов, а также иных документов в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков как в многостороннем, так и двустороннем формате | заключение международных договоров, подписание меморандумов, принятие иных документов | 4 квартал 2023-2025 г.г. | МВД, МИД, КНБ (по согласованию) | — | — | — | — | не требуются | |||
Обеспечение представительства национальных интересов Казахстана в международных организациях, в том числе за счет участия в оперативных мероприятиях: | информация в Правительство | 4 квартал 2023-2025 г.г. | МВД, МИД, КНБ (по согласованию) | — | — | — | — | РБ (в пределах имеющихся бюджетных средств) | |||
69.1 | ШОС – операция «Паутина»; | ||||||||||
69.2 | ОДКБ – операция «Канал», заседания КСОПН; | ||||||||||
69.3 | ЦАРИКЦ – операции «Рефлекс», «Подмена» | ||||||||||
В рамках председательствования Казахстана в ШОС (2023-2024 годы): | протоколы заседаний | 4 квартал 2023-2024 г.г. | МВД, МИД, КНБ (по согласованию), ГП (по согласованию) | ||||||||
70.1 | подготовка к проведению заседаний рабочих групп, совещания старших должностных лиц, совещания руководителей компетентных органов | — | — | — | — | не требуются | |||||
70.2 | реализация мероприятий в рамках очередной Антинаркотической стратегии ШОС на 2024-2029 годы с разработкой и принятием соответствующего рабочего плана | — | — | — | — | не требуются | |||||
70.3 | подготовка материалов к совещаниям высокого уровня СМВД, СМИД, ССБ, СГГ | — | — | — | — | не требуются | |||||
Проведение на территории Казахстана очередного этапа операции «Канал» ОДКБ и заседания рабочей группы по ее подготовке, очное участие в аналогичных мероприятиях на территориях других государств | информация в Секретариат ОДКБ | 2 полугодие 2023 г. | МВД, МИД, АФМ (по согласованию), КНБ (по согласованию) | — | — | — | — | РБ (в пределах имеющихся бюджетных средств) | |||
Продолжение сотрудничества с УНП ООН в рамках реализации: | реализация проектов | 4 квартал 2023-2025 г.г. | МВД, МИД, МП, МНВО, МЗ, АФМ (по согласованию), КНБ (по согласованию) | — | — | — | — | не требуются | |||
72.1 | стратегии УНП ООН по синтетическим наркотикам на 2021 — 2025 годы | не требуются | |||||||||
72.2 | региональной программы для Афганистана и соседних стран | — | — | — | — | не требуются | |||||
72.3 | программы для стран Центральной Азии на 2022-2025 годы | — | — | — | — | не требуются | |||||
Обеспечение участия представителей Республики Казахстан в мероприятиях в рамках КНС ООН (г.Вена, Австрия и другие города мира) | протоколы заседаний | 1 полугодие 2023-2025 г.г. | МВД, МИД, КНБ (по согласованию) | — | — | — | — | РБ (в пределах имеющихся бюджетных средств) | |||
Продолжение сотрудничества в рамках ЦАРИКЦ: | предложения в УНП ООН, проекты НПА, заседания СНК | 4 квартал 2023-2025 г.г. | МВД, МИД, КНБ (по согласованию) | — | — | — | — | не требуются | |||
74.1 | подписание и ратификация Соглашения об обмене и защите секретной информации в рамках ЦАРИКЦ | — | — | — | — | не требуются | |||||
74.2 | продвижение инициативы ЦАРИКЦ о создании Рабочей группы по оценке афганского наркотрафика по «Северному маршруту» | — | — | — | — | не требуются | |||||
74.3 | оказание поддержки деятельности ЦАРИКЦ за счет решения вопросов его самофинансирования государствами-участниками и привлечения донорских средств | — | — | — | — | не требуются | |||||
74.4 | проработка вопросов закрепления за представителем Казахстана должности заместителя Директора ЦАРИКЦ на постоянной основе | — | — | — | — | не требуются | |||||
74.5 | — продвижение инициативы присоединения Турции к Соглашению о создании ЦАРИКЦ в качестве государства-участника | — | — | — | — | не требуются | |||||
Дальнейшее развитие сотрудничества в рамках ШОС, ОДКБ и СНГ, а также взаимодействия с ЕС, США и другими иностранными партнерами | информация в Правительство | 4 квартал 2023-2025 г.г. | МВД, МИД, МП, МНВО, МЗ, АФМ (по согласованию), КНБ (по согласованию) | — | — | — | — | РБ (в пределах имеющихся бюджетных средств) | |||
Изучение опыта Европейского мониторингового центра по наркотикам и наркомании в г. Лиссабоне (EMCDDA) с рассмотрением его внедрения в РК | информация в Правительство | 2 квартал 2024 г. | МЗ, МВД, ГП (по согласованию), МП | — | — | — | — | не требуются | |||
Заключительное направление | |||||||||||
Проведение заседаний МВШ по усилению межведомственного взаимодействия, рассмотрению результатов реализации Комплексного плана и, при необходимости, внесению в него изменений и дополнений | Протокол заседания МВШ | 4 квартал 2023-2025 г.г. | МВД, заинтересован-ные государствен-ные органы | — | — | — | — | не требуются | |||
Примечание: расшифровка аббревиатур:
МИОР – Министерство информации и общественного развития Республики Казахстан
США – Соединенные Штаты Америки
МЮ – Министерство юстиции Республики Казахстан
СМИ – средства массовой информации
ГП – Генеральная прокуратура Республики Казахстан
ООН – Организация Объединенных Наций
УНП ООН – Управление Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности
МВШ – Межведомственный штаб по координации деятельности государственных органов, направленной на противодействие наркомании и наркобизнесу
МНВО — Министерство науки и высшего образования Республики Казахстан
МЗ – Министерство здравоохранения Республики Казахстан
ЕЭК – Евразийская экономическая комиссия
ЕАЭС – Евразийский экономический союз
КСОПН — Координационный совет руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков
КНС – Комиссия по наркотическим средствам
МТСЗН – Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан
ЕС – Европейский Союз
МИО – местные исполнительные органы
МБ – местный бюджет
ПСД – проектно-сметная документация
МВД – Министерство внутренних дел Республики Казахстан
СМВД – Совет министров внутренних дел
МИИР – Министерство индустрии и инфраструктурного развитияРеспублики Казахстан
МФ – Министерство финансов Республики Казахстан
ССБ – Секретарь Совета Безопасности
АФМ – Агентство Республики Казахстан по финансовому мониторингу
АРРФР – Агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка
КПССУ – Комитет по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры
МСР – медико-социальная реабилитация
СГГ – Совет глав государств
НПА – нормативный правовой акт
ЦАРИКЦ – Центральноазиатский региональный информационно-координационный центр по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров
МП – Министерство просвещения Республики Казахстан
АП – Администрация Президента Республики Казахстан
УПН ДП – управления по противодействию наркопреступности департаментов полиции
БПЛА – беспилотный летательный аппарат
РБ – республиканский бюджет
РГКП «ЦСЭ» — республиканское государственное казенное предприятие «Центр судебных экспертиз»
РНПЦПЗ — республиканский научно-практический центр психического здоровья
АПК – Агентство Республики Казахстан по противодействию коррупции
МТИ – Министерство торговли и интеграции Республики Казахстан
ЗОЖ – здоровый образ жизни
МИД – Министерство иностранных дел Республики Казахстан
СМИД – Совет министров иностранных дел
МЧС – Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан
СНГ – Содружество Независимых Государств
НБ – Национальный банк Республики Казахстан
КНБ – Комитет национальной безопасности Республики Казахстан
ОДКБ – Организация Договора о коллективной безопасности
НГ – Национальная гвардия
МНЭ – Министерство национальной экономики Республики Казахстан
НПО – неправительственные организации
МЦРИАП – Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан
ШОС – Шанхайская организация сотрудничества
СЭР – Служба экономических расследований
CADCA – Антинаркотическая коалиция общинных организаций Америки.
____________________________
Добавить комментарий