КОМПЛЕКСНЫЙ ПЛАН по борьбе с наркоманией и наркобизнесом в Республике Казахстан на 2023-2025 годы

Утвержден

постановлением Правительства Республики Казахстан

от «      »2023 года

КОМПЛЕКСНЫЙ ПЛАН

по борьбе с наркоманией и наркобизнесом в Республике Казахстан на 2023-2025 годы

Введение

О наркоситуации

В настоящее время можно выделить следующие основные виды потребляемых наркотиков:

опиаты, в том числе следующие транзитом из Афганистана через территорию страны по так называемому «Северному маршруту», пролегающему по территориям Казахстана и государств Центральной Азии, и активно используемому организованной преступностью сопредельных государств;

синтетические наркотики, производство которых получило широкое распространение на территории страны; 

произрастающая и культивируемая конопля и ее производные;

лекарственные препараты, содержащие в своем составе психоактивные средства, так называемая «аптечная» наркомания.

Негативными факторами, обуславливающими распространение наркотиков в стране, являются:

наличие устойчивых каналов незаконного ввоза транзитных видов наркотиков, прекурсоров, иных веществ
и оборудования, используемых для их изготовления, вследствие недостаточной укомплектованности отдельных участков Государственной границыРеспублики Казахстан современными техническими средствами;

высокая латентность подпольных наркопроизводств, в том числе плантаций и «фито-лабораторий» по выращиванию каннабиса, оборудуемых, как правило, в малопроходимых местах, с использованием заброшенных колодцев, иных коммуникаций, а также легальныхингредиентов(конструкторы), доставляемых транспортно-логистическими грузами;

активное внедрение наркодиллерами достижений научно-технического прогресса (Даркнет, мессенджеры, криптокошельки и др.);

недостаточно изученная клиника инесовершенные методики исследования новых видов синтетических наркотиков,
не позволяющие сформировать нулевую терпимость общества к данным веществам и эффективный правоохранительный механизм борьбы с их распространением.

Ежегодный объем незаконного оборота наркотиков составляет порядка 20-25 тонн, из которых более 95% приходится
на наркотики каннабисной группы, около 5% на синтетические наркотики, менее 1 % на опий, героин и иные виды веществ.
В 2022 году показатели их изъятия составили: общее количество — 15,9 тонн, из них «синтетики» — 582,9 кг (3,6%), героина и опия – 172,7 кг (1%), марихуаны и гашиша – 6,7 тонн (42%), каннабиса – 8,5 тонн (53,2%).

Превалирование на отечественном наркорынке каннабиноидовсвязано, в первую очередь, с наличием крупных очагов произрастания наркосодержащей конопли в «Шуской долине» (около 140 тыс. га). Разрозненность, труднодоступность
и ежегодное смещение этих ареалов в ходе естественных природных процессов не позволяют обеспечить эффективность превентивных мер по их уничтожению. Этомутакже препятствуют экологические аспекты, связанные с особенностью строения корневой системы каннабиса,способствующего сдерживанию почвы и поддержанию в ней необходимого количества влаги, что делает указанную местность благоприятной для организации пастбищ и других сельскохозяйственных целей.

Другим фактором является организация незаконного культивирования, так называемой «Индийской» конопли
на территориях Кызылординской, частично Туркестанской, Актюбинской и области Улытау. Данный вид преступной деятельности достиг своего пика к середине 2010-х годов, когда впервые для выявления и ликвидации наркоплантаций
в предпесковых и других малопроходимых участках этих регионов были привлечены авиация,другие специальные силы
и средства.

В результате тенденции незаконной культивации каннабиса были значительно купированы. Вместе с тем воздушная разведка остается наиболее эффективным способом борьбы с его распространением. В этой связи в корректировке нуждается лишь тактика задержания наркозаготовителей, скрытому обнаружению и документированию деятельности которых способствовало бы оснащение ОВД беспилотными летательными аппаратами, автомобильным транспортом и средствами воздушной разведки. При этом вертолетная техника будет применяться исключительно для десантирования групп захвата, что значительно увеличит ее моторесурс.

Несмотря на активное замещение в последние годы опиатов аналогичными по воздействию с ними, но более дешевыми синтетическими наркотиками, их присутствие на отечественном наркорынке носит нестабильный характер. Учитывая прямое влияние на это наркопроизводств и складывающуюся в Афганистане сложную общественно-политическую ситуацию, наркоситуация в данном направлении может развиваться по различным сценариям:с одной стороны – действующие власти Афганистана придерживаются курса беспрекословной борьбы с наркотиками, с другой – за долгие годы наркобизнес в стране стал основным источником дохода населения и, соответственно, пополнения государственной казны.

В этой связи прогнозирование дальнейшего развития ситуации, связанной с транзитом афганских опиатов, требует проведения отдельного углубленного анализа, поскольку данная проблематика взаимоувязана с остальными факторами, обуславливающими наркоситуацию в Казахстане и других странах Центральной Азии.

Глобальной общемировой проблемой является насыщение наркорынка новыми психоактивными веществами синтетического происхождения. В Казахстане первые предпосылки к их распространению возникли в начале 2010-х годов,
в то время как, к примеру, в России и Беларуси смертность от «синтетики» достигала уже критических пределов.

Для оперативного решения данной проблемы, в первую очередь, было модернизировано антинаркотическое законодательство путем введения в 2015 году института «аналогов» наркотических средств и психотропных веществ,
наделения в 2019 году Правительства компетенцией по утверждению списков подконтрольных веществ, а также отнесению
в 2021 году «синтетики» к тяжелым видам наркотиков, уголовная ответственность за хранение которых наступает с 1 грамма.

Благодаря принятым нормам в Казахстане контролируются практически все известные на сегодня опасные виды синтетических наркотиков (всего порядка 300 веществ и более 1 тыс. их аналогов).

Наряду с этим к концу 2010-х годов в наркоторговле стали активно использоваться иностранные онлайн-платформы, сервисы обмена мгновенными сообщениями, электронные кошельки, а позже криптовалюта, обезличенные и подставные, так называемые, «дроп-счета».

В этой связи в 2020 году по поручению Главы государства склонение к потреблению и сбыт наркотиков через Интернет были отнесены к категориям тяжких и особо тяжких преступлений, соответственно. Также введены новые составы преступления – реклама и пропаганда наркотиков.

Сегодня к указанным факторам масштабного распространения«синтетики» добавилось налаживание их собственного производства в условиях подпольных нарколабораторий с использованием прекурсоров и оборудования, как правило, российского и китайского происхождений. При этом продолжается контрабанда различных концентратов, прекурсоров
и готовых к употреблению веществ преимущественно с территории России посредством почтовых отправлений
и транспортно-логистических компаний.

В настоящее время для усиления борьбы с новыми проявлениями наркобизнеса Мажилисом ПарламентаРеспублики Казахстан рассматривается законопроект, предусматривающийужесточение ответственности за незаконный оборот внутри страны прекурсоров (уголовно наказуемой является лишь их контрабанда), иных веществ и оборудования, используемых для изготовления наркотиков (здесь обязательным признаком является их сбыт).

Вместе с темдальнейшее совершенствование в данном направлении нормативно-правовой базы видится в изучении судебной практики по делам о наркоправонарушениях, в особенности вновь введенным их составам, с выработкой разъяснений
и предложений по совершенствованию соответствующих норм.

Следует отметить, что вышеназванным законопроектом предполагается усилить ответственность за неправомерное обращение с сильнодействующими веществами, к числу которых относятся такие лекарственные препараты, как «тропикамид» и «закись азота», используемыев так называемой «аптечной наркомании». В основном данные вещества применяются для увеличения воздействия «синтетики» и других видов наркотиков и ввиду развития медицинского рынка не имеют исчерпывающего перечня.

Поэтому на данном этапенеобходимо выработать механизм мониторинга и ограничения оборота медикаментов, становящихся предметом злоупотребления, с рассмотрением вопроса об отнесении наиболее опасных из них
к наркотическим, психотропным или сильнодействующим веществам, с учетом сохранения доступности к этим препаратам нуждающихся категорий граждан.

В целяхпресечения распространения «синтетики» также важно предусмотреть меры в части:

усиления контроля за прекурсорами, иными веществами и оборудованием, используемыми для изготовления наркотиков, в первую очередь, в зонах прохождения пограничного и таможенного досмотра соответствующих грузов с определением «природы», токсичности и химического состава таких веществ, изъятия которых в последнее время исчисляются десятками тонн (с начала т.г. – около 90 т), а такжерассмотрением возможности их дальнейшего применения в промышленности и (или) утилизации;

ограничения использованияв наркобизнесе интернет-технологий, в том числе путем расширения в Казахстане представительств иностранных онлайн-платформ и сервисов обмена мгновенными сообщениями, деятельность которых в этом случае будет подпадать под нормы действующего законодательства РК, а также провайдерских, банковских и почтовых услуг.

Здесь наряду соснащением специализированных подразделенийОВД современными аппаратно-программными комплексамицелесообразно рассмотреть возможность расширения в целом функционала МВДв сфереборьбы с киберпреступностью в части:

устранения условий, способствующих распространению наркотиков в развлекательных заведениях и иных объектах, входящих в соответствующую зону риска, с расширением их перечня и регламентацией мер,направленных напресечение сбыта и (или)немедицинского потребления наркотиков,через призму соответствующих административно-правовых норм
(ст.422 КоАП);

— внедрения скрининга на употребление психоактивных веществ среди декретированных групп населенияс учетом их поэтапного расширения, исходя из необходимости установления реального количества наркопотребителей, а не их персональных данных.

Следует отметить, что с постановкой на утрату в 2015 году Отраслевой программы борьбы с наркоманией и наркобизнесом первым и единственным на сегодня межведомственным документом в данной сфере стала одобреннаяв 2022 годуПравительством Дорожная карта по совершенствованию мер противодействия наркопреступности и профилактики наркомании на 2022-2023 гг.

Кроме того, действовавший в структуре МВД на правах государственного учреждения профильный Комитет,в 2014 годупреобразован в Департамент по противодействию наркопреступности с сохранением всех его функций, целей и задач. Однако он претерпел 2-х кратное сокращение штатной численности и существенное ограничение полномочий на нормативном уровне.

В этот же период проведена реструктуризация других уполномоченных органов, в том числе таможни, 
с передачей ее правоохранительной функции Службе экономических расследований, сотрудники которой не имеют доступа
в таможенную зону.

В итоге сложившаяся ситуация привела к значительному сокращению возможностей СЭР в противодействии контрабанде наркотиков и особенно ослаблению роли МВД как уполномоченного координирующего органа в формировании и реализации государственной наркополитики.

Первоочередные меры

Ввиду отсутствия четкой программной регламентации антинаркотической деятельности основной упор сегодня делается на борьбу с последствиями наркобизнеса, где имеется определенная связка правоохранительных, специальных государственных органов, судебно-экспертных и наркологических учреждений.

В то же время имеющийсяу них потенциал при надлежащем финансировании позволяет создать эффективнуюплатформу экстренной стабилизации наркоситуации, чему может способствовать принятию в ближайшей перспективе следующих мер:

оснащение пограничных пунктов пропуска досмотровым оборудованием по обнаружению наркотиков, прекурсоров
и оборудования для нарколабораторий, перевозимых большегрузным транспортом под видом товарно-материальных ценностейи легальной химической продукции;

укрепление материально-технической базы органов судебной экспертизы по ускоренному исследованию новых синтетических наркотиков, а также образцов крови и других биоматериалов, подлежащих отбору органами здравоохранения
в рамках медицинского освидетельствования граждан;

внедрение скрининга по выявлению наркозависимости на ранних стадиях, способствующего формированию достоверного учета наркопотребителей, эффективному анализу наркоситуации с выработкой адекватных мер профилактики наркомании;

модернизация и открытие лечебно-реабилитационных центров, повышение спроса на готовую продукцию лечебно-трудовых мастерских, мониторинг оказания медико-социальной помощи наркозависимым от психоактивных веществ в частных наркоцентрах;

повышение эффективности выявления и пресечения заготовки каннабиса, каналов его распространения, а также
ликвидации подпольных нарколабораторий в малопроходимой местности с применением современных технических средств.

В этой связи на реализацию мероприятий Комплексного плана борьбы с наркоманией и наркобизнесом в Республике Казахстан на 2023 – 2025 годы (далее – Комплексный план) предусмотрено выделение из бюджета53,1 млрд тенге, в том числе около367 млнтенге собственных средств республиканского государственного казенного предприятия «Центр судебных экспертиз» Министерства юстиции Республики Казахстан.

12345678910
п/пНаименование мероприятияФорма завершенияСроки исполненияОтветственные за исполнениеОбъем финансирования, тыс.тенгеИсточники
финансирования
всего на 2023-2025 годыв том числе
2023 год2024 год2025 год
Ожидаемые результаты:
 Снижение латентности наркопотребителей путем увеличения количества лиц, впервые поставленных на учет как потребители наркотических средств и психотропных веществ синтетического происхождения (источник: отчет 1-Н КПССУ) на 2023 г. – 5%, 2024 г. – 10%, 2025 г. – 15%
 Увеличение доли несовершеннолетних лиц, снятых с динамического наблюдения с длительной ремиссией, от общего количества несовершеннолетних лиц с диагнозом «наркомания», находящихся на динамическом наблюдении (источник: данные Министерства здравоохранения) на 2023 г. – 15%, 2024 г. – 18%, 2025 г. – 20%
 Актуализация списков наркотиков и прекурсоров, подлежащих контролю в РК, за счет их пополнения новыми видами веществ, обнаруженных в незаконном обороте (источник: ПП РК от 03.07.2019 г. № 470) на 2023 г. – 5%, 2024 г. – 5%, 2025 г. – 5%
 Сокращение доступности синтетических наркотиков путем увеличения их изъятий из незаконного оборота (источник: отчет 1-Н КПССУ)на 2023 г. – 10%, 2024 г. – 15%, 2025 г. – 20%
 Увеличение доли лиц, охваченных программой медико-социальной реабилитации, от общего количества наркозависимых, прошедших добровольное лечение (источник: данные Министерства здравоохранения) на 2023 г. – 26%, 2024 г. – 28%, 2025 г. – 30%
 Сокращение сроков производства судебной экспертизы синтетических наркотиков (источник: данные Министерства юстиции): 2023 г. –до 10 суток, 2024 г. – до 5 суток, 2025 г. – до 3 суток
 Пресечение незаконного оборота прекурсоров, иных веществ и оборудования, используемых для изготовления наркотиков, с ростом их изъятий (источник: отчет 1-Н КПССУ): 2023 г. – в 5 раз, 2024 г. – в 10 раз, 2025 г. – в 15 раз
 Выявление и блокирование наркосайтов с содержанием их доли в общей структуре противоправного интернет-контента (источник: ИС «Кибернадзор»): 2023 г. – 25%, 2024 г. – 27%, 2025 г. – 30%
Анализ наркоситуации и тенденций ее развития
 Проведение углубленного анализа развития наркоситуации в условиях трансформации наркорынка, появления новых вызовов и угроз современного наркобизнеса с акцентом на:аналитические обзоры  раз в полугодие 2023-2025 г.г.МВД, МЗ, ГП(по согласованию), РГКП «ЦСЭ» (по согласованию)  не требуются
9.1определение объективных данных об уровне наркопотребления в стране, видах потребляемых наркотиков и объемах наркотрафика через территорию Казахстанане требуются
9.2установление масштабов и объема внутреннего наркорынкане требуются
9.3влияние фактора производства синтетических наркотиков внутри страны и наличия лабораторий по их изготовлениюне требуются
9.4тенденции трафика опиатов
и метамфетамина по «Северному маршруту»
    не требуются
 Участие в проводимом УНП ООН анализе ситуации и оценок трафика афганских наркотиков по «Балканскому» и «Южному» маршрутаманалитические обзоры  4 квартал 2023-2025 г.г.МВД, МИД  не требуются
Совершенствование законодательной и нормативной правовой базы
 Изучение досудебной и судебной практики по уголовнымнаркоправонарушениям, в том числе вновь введенным их составам, в целях выработки разъяснений и предложений по совершенствованию норм, связанных с:протокол заседания Межведомственной рабочей группы по вопросам совершенствования уголовного и уголовно-процессуального законодательства4 квартал 2023-2025 г.г.МЮ, МВД, КНБ (по согласованию), ГП (по согласованию)не требуются
11.1производством синтетических наркотиков, незаконным оборотом используемых при этом веществ и оборудования       
11.2вербовкой лиц в наркобизнес посредством размещения «скрытой» рекламы наркотиков на сайтах объявлений и других популярных онлайн-платформах       
11.3предоставлением персональных данных для открытия «подставных» («дроп») счетов, оформления абонентских номеров и иных услуг для незаконных сделок
с наркотиками
       
11.4непринятием мер к пресечению сбыта и (или) немедицинского потребления наркотиков владельцами транспортно-логистических организаций, частных таксопарков, служб доставки и т.д.       
Повышение эффективности противодействия новым вызовам и угрозам современного наркобизнеса
 Выявление фактов распространения синтетических наркотиков, в том числе бесконтактно-закладочным способом, с использованием электронных информационных ресурсов (социальные сети,мессенджеры, электронные кошельки и т.д.)проведение целевых оперативно-розыскных мероприятийпостоянноМВД, КНБ (по согласованию), АФМ (по согласованию), ГП (по согласованию), МИО    РБ, МБ (в пределах имеющихся бюджетных средств)
 Привлечение к ответственности организаторов «нарколабораторий», пресечение их деятельности, а также ликвидация складов и «схронов» прекурсоров, реакторов, иных веществ и оборудования («конструкторов»), используемых для производства «синтетики»реализация оперативно-поисковых
и других специальных мероприятий
постоянноМВД, КНБ (по согласованию), АФМ (по согласованию), ГП (по согласованию), МИО    РБ, МБ (в пределах имеющихся бюджетных средств)
 Предупреждение и пресечение незаконного оборота наркотиков и сильнодействующих веществ в ночных клубах и других увеселительных заведенияхорганизация оперативно-профилактиче-ских и рейдовых мероприятийпостоянноМВД, МЗ, КНБ (по согласованию), АФМ (по согласованию), ГП (по согласованию), МИО    РБ, МБ (в пределах имеющихся бюджетных средств)
 Разобщение причастных к наркобизнесу организованных преступных групп, в том числе транснациональных, с проведением внешних и внутренних «контролируемых поставок»совместные планыпостоянноМВД, КНБ (по согласованию), АФМ (по согласованию), ГП (по согласованию)    РБ, МБ (в пределах имеющихся бюджетных средств)
 Противодействие рекламе и пропаганде наркотиков в сети Интернет посредством распространения «граффити» и иной информации о наркосайтах с привлечением НПО, блогеров, IТ-специалистов («хакеров»), волонтеров и других представителей общественностипроведение соответствующих мероприятийпостоянноМВД, МИОР, КНБ (по согласованию), АФМ (по согласованию), ГП (по согласованию), МИО    РБ, МБ (в пределах имеющихся бюджетных средств)
 Внедрение современных аппаратно-программных комплексов для выявления противоправного контента с их подключением к широкополосному Интернету в обход единого шлюза МВДакты приемки4 квартал 2023-2025 г.г.  МВД, КНБ (по согласованию), МИОР,МИО1 786 439791   063479 889515   487РБ
 Укрепление материально-технической базы подразделений по борьбе с наркобизнесом (автотранспорт, оборудование, оргтехника и др.)акты приемки4 квартал 2023-2025 г.г.МВД1 844 131401 336795 740647 055РБ  
 Совершенствование критериев/признаков подозрительных операций, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, по результатам правоприменительной практики правоохранительных органов и органов национальной безопасностипредложения в подразделения финансовой разведки,   приказ АФМ4 квартал 2023-2025 г.г.  АФМ (по согласованию), МВД, КНБ (по согласованию), НБ (по согласованию), АРРФР (по согласованию)Не требуется
 Изучение международного опыта по автоматизации механизма взаимодействия заинтересованных государственных органов с финансовыми институтами по подозрительным операциям, связанным с незаконным оборотом наркотиков, с привлечением ассоциаций платежных организаций и финансистов Казахстанапроведение семинара,   выработка и внедрение рекомендаций  4 квартал 2023-2025 г.г.МВД, АФМ (по согласованию), НБ (по согласованию), АРРФР (по согласованию), КНБ (по согласованию)не требуются
 Совершенствование системы мониторинга средств массовой информации, интернет-ресурсов, в том числе социальных сетей, на предмет выявления и нейтрализации фактов рекламы и пропаганды наркотиков с принятием мер судебного и внесудебного запрета по ограничению их трансляции на территории РКпредложения в Правительство1 полугодие 2024 г.  МИОР, МВД, КНБ (по согласованию), ГП (по согласованию)не требуются
 Пополнение реестра законных представителей иностранных онлайн-платформ и сервисов обмена мгновенными сообщениями интернет-ресурсов, используемыми для распространения наркотиков на территории РКприказ МИОР4 квартал 2023-2025 г.г.МИОР, МВД, КНБ (по согласованию)не требуются
 Систематизация деятельности государственных органов по выявлению, учету и приостановлению доступа к запрещенной или ограниченной к распространению информации в сетях телекоммуникаций посредством разработки и внедрения новой информационной системыакт ввода в промышленную эксплуатацию4 квартал 2024 г.МИОРне требуются
 Упрощение механизма внесения под контроль новых видов наркотиков, прекурсоров, иных веществ
и оборудования, используемых для их изготовления
предложения в Правительство1 полугодие 2024 г.  МВД, МЗ, РГКП «ЦСЭ» (по согласованию)не требуются
 Ограничение оборота лекарственных препаратов, являющихся предметом злоупотребления, с отнесением наиболее опасных из них к наркотическим средствам, психотропным или сильнодействующим веществам, обеспечением доступности для нуждающихся категорий гражданпостановление Правительства,   приказ МЗ4 квартал 2023-2025 г.г.  МВД, МЗне требуются
 Внедрение контрольного закупа в сфере обращения лекарственных средств
и медицинских изделий для усиления профилактики, выявления и пресечения неправомерной реализации лекарственных средств, отпускаемых по рецепту врача,
в том числесодержащих сильнодействующие вещества
проект Закона2 полугодие 2024 г.МЗ, МЮ, МВД, ГП (по согласованию)не требуются
 Материально-техническое оснащение органов судебной экспертизы, в том числе стандартными образцами по исследованию новых видов синтетических наркотиковАкты приемки  4 квартал 2023-2025 г.г.  МЮ, РГКП «ЦСЭ» (по согласованию)  10 009 8372 017 5853 996 1263 996 126РБ
367 446122 482122 482122 482собственные средства РГКП «ЦСЭ»
 Разработка алгоритма действий по сокращению сроков производства судебной экспертизы синтетических наркотиков в целях своевременного избрания соответствующей меры пресечениясовместный приказ2 полугодие 2023 г.  МЮ, МВД, ГП (по согласованию), КНБ (по согласованию), АФМ (по согласованию)не требуются
 Обеспечение подразделений Пограничной службы КНБ досмотровым оборудованием, техническими средствами пограничного контроля и радиомониторинга на каналах связи, служебными собаками и их подготовкиакты приемки    4 квартал 2023-2025г.г.  КНБ (ПС) (по согласованию)4 522    793916    5941 991 9961 614 203РБ
 Повышение эффективности участия Национальной гвардии в оперативно-профилактических мероприятиях по борьбе с наркобизнесом, в том числе:        
30.1ведение воздушной разведки авиацией и вертолетной поисково-штурмовой группой подразделений специального назначения «Бүркіт»выявление наркорзаготови-телей, локаций наркотиковиюнь-октябрь 2024-2025 г.г.МВД (НГ)195 660097 83097 830РБ
30.2приобретение комплексов БПЛА различных типов для оснащения воинских частей (подразделений) специального назначения «Бүркіт»акты приемки4 квартал 2024-2025 г.г.  МВД (НГ)21 608 484010 489 55611 118 928РБ
30.3оснащение воинских частей (подразделений) специального назначения «Бүркіт» техническими средствами разведкиакты приемки4 квартал 2024-2025 г.г.МВД (НГ)10 805 215  05 198 0275 607 188РБ
 Регламентация взаимодействия правоохранительных органов и органов национальной безопасности при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий и негласных следственных действий по выявлению и документированию наркопреступленийсовместный приказ1 полугодие
2024 г.  
МВД, ГП (по согласованию), КНБ (по согласованию), АФМ (по согласованию)не требуется
 Проведение на регулярной основе совместных оперативно-розыскных и иных мероприятий в зонах прохождения пограничного и таможенного досмотра с целью обнаружения наркотиков, веществ и оборудования, используемых для их изготовленияежегодный совместный план4 квартал 2023-2025 г.г.МВД, МФ, КНБ (по согласованию), АФМ (по согласованию)не требуется
 Применение в тестовом режиме в зонах пограничного и таможенного контроля газоанализаторов и экспресс-тестов по обнаружению наркотиков и прекурсоров в подозрительных грузахпилотный проект,   предложения в Правительство1 полугодие 2024г.МФ, КНБ (по согласованию)РБ (в пределах имеющихся бюджетных средств)
 Закрепление офицеров связи по контролю подозрительных грузов в пунктах пропуска через Государственную границу с созданием пунктов управления на базе городских районных линейных органов внутренних делсовместный приказ4 квартал 2023-2025 г.г.МВД, МФ, АФМ (по согласованию), КНБ (по согласованию)не требуются
 Изучение возможности передачи на безвозмездной основе промышленным субъектам прекусоров, ядовитых веществ и другой химической продукции, изъятой в качестве вещественных доказательств
по уголовным делам, в том числе для их безопасной утилизации
информация в Правительство1 полугодие 2024 г.МВД, КНБ (по согласованию), АФМ (по согласованию), ГП (по согласованию), РГКП «ЦСЭ» (по согласованию)не требуются
 Совершенствование методики расчетов раскрываемости и динамики преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоровсовместный приказ2 полугодие 2023 г.  МВД, ГП (по согласованию)  не требуются
 Проведение космического мониторинга ареалов произрастания культивируемых наркосодержащих растений с применением машинного обучения искусственного интеллекта на основе космических снимков (при предоставлении МВД не менее 300 подтвержденных точек координат ранее выявленных посевов с учетом наличия на них архивных космических снимков)информация
в МВД (предполагаемые координаты)
Июль-сентябрь 2023-2025 г.г.  МЦРИАПне требуются
 Привлечение профильных высших учебных заведений, международных и зарубежных организаций к обучению и повышению квалификации сотрудников правоохранительных органов и органов национальной безопасности передовым практикам работы в условиях новых вызовов и угроз современного наркобизнеса, в том числе на базе Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре РКмеморандумы4 квартал 2024-2025 г.г.МВД, МНВО, КНБ (по согласованию), ГП (по согласованию)не требуются
 Внедрение современных методик обучения тактике проведения комплекса следственных действий по документированию фактов подпольных наркопроизводств (лабораторий) и интернет-магазинов по продаже наркотиковсоздание учебных криминалисти-ческих полигонов1 полугодие 2024 г.МВДРБ (в пределах имеющихся бюджетных средств)
 Внесение предложений по формированию подразделений, наделенных достаточными полномочиями и штатной численностью для:Предложения
в АП
2 полугодие 2023 г.  МВД, МФ, МНЭне требуются
40.1надлежащего осуществления функций уполномоченного государственного органа в сфере контроля за оборотом наркотиков и межведомственной координации     
40.2противодействия киберпреступности, одним из основных сегментов которой является наркобизнес в сети Интернет     
 Внесение предложений по формированию подразделений, наделенных достаточными полномочиями и штатной численностью для проведения следственно-оперативных и иных мероприятий по пресечению контрабанды через таможенную границу наркотиков, прекурсоров, иных веществ и оборудования для их изготовленияпредложения
в АП
2 полугодие 2023 г.  АФМ (по согласованию), МФ, МНЭне требуются
Совершенствование системы профилактики, лечения наркомании и развитие системы реабилитации наркозависимых лиц
 Включение в модуль «Безопасность жизнедеятельности» изучения темы по предупреждению употребления психоактивных веществ для обучающихся 5-9 классов в рамках обязательного вариативного курса «Глобальные компетенции»внесение изменений в руководство для педагогов по курсу «Глобальные компетенции»1 полугодие 2024 г.МПне требуются
 Разработка и внесение в психолого-педагогический модуль образовательных программ курсов повышения квалификации для заместителей руководителей организаций образования, классных руководителей, педагогов-психологов обязательного практического семинара «Меры предупреждения аддиктивного поведения несовершеннолетних»совместный приказ1 полугодие 2024 г.МП, МЗне требуются
 Активизация профилактики наркомании среди несовершеннолетних в средних и средне-специальных учебных заведениях с привлечением членов Совета по молодежной политике при Президенте РК в качестве тренеров, в том числе за счет: совершенствования методики организации классных часов по профилактике потребления наркотиков, табакокурения и алкоголизма; проведения на постоянной основе профилактических декад, направленных
на предупреждение возникновения алкогольной, наркотической зависимости и пропаганду здорового образа жизни; формирования у учащихся самостоятельных навыков социально-значимого выбора с персональной ответственностью; повышения уровня осведомленности несовершеннолетних и их родителей об ответственности за участие в незаконном обороте наркотиков
меморандум           проведение мероприятий4 квартал 2023-2025 г.г.МП, МИОМБ (в пределах имеющихся бюджетных средств)
 Выделение целевых местных бюджетных средств на финансирование мероприятий по формированию наркотического иммунитета и участию  граждан в борьбе с незаконным оборотом наркотиковрешения маслихатов4 квартал 2023-2025 г.г.МИО МВДМБ (в пределах имеющихся бюджетных средств)
 Включение в планы развития областей, городов республиканского значения и столицы целевых мероприятий по:решения маслихатов областей, городов республикан-ского значения и столицы2 полугодие 2023 г.МИО, МВД, МЗ, МП, МВНОМБ (в пределах имеющихся бюджетных средств)
46.1разъяснению среди учеников старших классов и их родителей проблем современных синтетических наркотиков, аптечной наркомании и правовых последствий участия подростков в незаконном обороте наркотиков (распространение закладок, листовок с названиями сайтов, граффити и т.д.)
46.2проведению в организациях образования встреч узких специалистов по профилактике наркомании с учащимися и студентами
46.3изготовлению и размещению на улицахи других общественных местах социальной рекламы антинаркотической направленности     
46.4созданию местной модели противодействия наркомании с акцентом на особенностях региона и привлечением НПО, органов местного управления, активных граждан, СМИ и др. (по методологии CADCA)     
46.5реализации готовой продукции лечебно-трудовых мастерских центров психического здоровья     
46.6разработке правил обеспечения мер по пресечению сбыта и (или) немедицинского потребления наркотиков в развлекательных заведениях и иных декретированных объектах     
46.7заключению меморандумов
с подразделениями егерской службы, субъектами охотничьих, лесных, крестьянско-фермерских и сельских хозяйств по оказанию содействия в выявлении на их территории подпольных нарколабораторий, схронов и закладок наркотиков
     
46.8установке стандартизированных систем видеонаблюдения, в том числе с функцией фиксации правонарушений, по возможным маршрутам следования наркокурьеров к местам потенциальных закладок наркотиков,  обеспечением точки доступа к ним подразделений по противодействию наркопреступности     
 Информационное сопровождение антинаркотической деятельности государственных органов и НПО по актуальным проблемам наркомании, особенно среди молодежи, с размещением, в том числе на сайте www.eljаstary.kzблока: признаках наркопотребления, формах вовлечения и ответственности за участие
в незаконном обороте наркотиков (распространение «закладок», граффити-рисунков, листовок с названиями наркосайтов, их администрирование и т.д.); по разъяснению опасности современных синтетических наркотиков, разоблачению форм, методов и приемов их распространения; о проблемах «аптечной» наркомании и иных формах злоупотребления психоактивными, сильнодействующими и другими вредными веществами («веселящий газ», «вейпы», «снюсы» и т.д.)со списками профильных НПО и волонтеров, профилактической продукцией и т.д.
пролонгация медиа-плана,2 полугодие 2023 г.МИОРне требуются
размещение актуальной информации4 квартал 2024-2025 г.г.МИОР, МВД, МЗ, МП, МИО
 Проведение мероприятий, посвященных Международному дню борьбы с наркоманией – 26 июняприказ МВД1 полугодие 2023-2025 г.г.МВД, МИОМБ (в пределах имеющихся бюджетных средств)
 Проведение информационной кампании, приуроченной к Международному дню борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков среди всех слоев населения с привлечением СМИакты выполненных работ4 квартал 2024 г.МЗ, МИОР15 77615
776
РБ
 Усиление взаимодействия с частными наркологическими центрами с целью совершенствования оказания медико-социальной помощи лицам с зависимостями от психоактивных веществприказ МЗ2 полугодие 2024 г.    МЗ, МВДне требуются
 Разработка и ротация в СМИ и социальных сетях аудио-видеороликов по профилактике наркомании с привлечением медиа личностей (блогеры, представители шоу-бизнеса и др.) по пропаганде здорового образа жизни в целях формирования устойчивой мотивации к здоровому образу жизни у населенияакты выполненных работ4 квартал 2024-2025 г.г.МЗ, МИОР МИО36 28818 
144
18 
144
РБ
 Проработка возможности закрепления нормы о прохождении добровольного скрининга на определение психоактивных веществ в биологических средах в ходе предоставления медицинских услуг населению, на условиях общественного договора (анонимности)предложение в Правительство1 полугодие 2024 г.  МЗ, МВДне требуются
 Внедрение наркологического скрининга среди военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, предусматривающего, в том числе:проект Закона2 полугодие 2023 г.ГП (по согласованию) МВД, МЧС, МЗ, АПК (по согласованию), АФМ (по согласованию)не требуются
53.1формирование реестра подразделений, сотрудники которых наиболее подвержены риску наркопотребления,
с поэтапным его расширением
     
53.2внеплановое и внезапное проведение скрининга с возложением его организации на службы собственной безопасности или инспекции по личному составу     
53.3проведение экспресс-тестирования в ведомственных и иных обслуживающих медицинских организациях     
53.4обеспечение полноценной процедуры медицинского освидетельствования лиц с положительными результатами экспресс-тестов     
 Обеспечение на постоянной основе ревизии камер хранения вещественных доказательств в целях предупреждения повторного оборота наркотиковакты сверок4 квартал 2023-2025 г.г.МВД, КНБ (по согласованию)не требуются
 Определение уровня добропорядочности сотрудников подразделений
по противодействию наркопреступности в соответствии с действующим законодательством («Intergrity check»)
информация в Правительство4 квартал 2023-2025 г.г.МВД, КНБ (по согласованию)     
 Адаптация (валидизация) системы анкетирования на предмет потребления психоактивных веществ (ASSIST) среди подростков и молодежи, ее поэтапное внедрение (в случае одобрения) с обеспечением анонимности результатовпредложения в Правительство1 полугодие 2024 г.  МЗ, МП, МНВО, МИОне требуются
 Модернизация, капитальный ремонт и строительство региональных центров психического здоровья с обеспечением их современным оборудованиемакты выполненных работ4 квартал 2023-2025 г.г.МИОМБ (в пределах имеющихся бюджетных средств)
 Проведение модернизации и капитального ремонта РНПЦПЗ МЗ (г.Алматы), филиала РНПЦПЗ (г.Павлодар) и отделения медико-социальной реабилитации «АСАР», в том числе:акты выполненных работ4 квартал 2024-2025 г.г.  МЗ2 202 205313 1821 889 023РБ
58.1проведение технического обследования зданий для проведения капитального ремонтаакты технического обследования4 квартал 2023-2025 г.г.МЗза счет собственных средств РНПЦПЗ МЗ
58.2разработка проектно-сметной документации на проведение капитального ремонтаПСД4 квартал 2024 г.МЗ154 950154 950РБ
58.3— проведение капитального ремонта РНПЦПЗ МЗ (г.Алматы), филиала РНПЦПЗ(г.Павлодар) и отделения медико-социальной реабилитации «АСАР»акты приемки4 квартал 2025 г.МЗ1 756 0931 756 093РБ
58.4оснащение медицинским оборудованиемакты приемки4 квартал 2024-2025 г.г.МЗ291 162158 232132 930РБ
 Выделение пригородных земельных участков с открытием отделений медико-социальной реабилитации с лечебно-трудовыми мастерскимирешения маслихатов4 квартал 2023-2024 г.г.МИОМБ (в пределах имеющихся бюджетных средств)
 Совершенствование тарифов и методов оплаты по службе охраны психического здоровья с учетом расширения медико-социальной реабилитации наркозависимых, в том числе в части финансирования Центров временной адаптации и детоксикации из местного бюджетапредложения в Правительство1 полугодие 2024 годаМЗ, МИОне требуются
 Выделение грантов на обучение, подготовку и повышение квалификации специалистов, в том числе в ведущих зарубежных наркологических центрах, для региональных организаций, оказывающих наркологическую помощь населениюинформация в МВД4 квартал 2023-2025г.г.МИОМБ (в пределах имеющихся бюджетных средств)
 Обеспечение лекарственными средствами участников программы поддерживающей терапии агонистами опиоидов из республиканского бюджетаприказ МЗ4 квартал 2024-2025 г.г.МЗ142 19871 09971 099РБ
 Разработка методики и постановка задачипо формированию социально-экономического портрета наркопотребителей и иных лиц, причастных к наркобизнесуинформация
в МЦРИАП
4 квартал 2023 г.МВД, МЗ    не требуются
 Реализация кейса «Социально-экономический портрет наркопотребителя»в цифровой карте семьипротокол демонстрации1 полугодие 2024 г.МЦРИАП, МВД, МЗ, МТСЗН    не требуются    
Обеспечение легального оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров
 Совершенствование механизма взаимодействия уполномоченных органов с юридическими лицами, участвующими в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, в целях упорядочения механизма их учета, распределения, хранения и уничтоженияпредложения в Правительство1 квартал 2024 гМВД, МЗ, МНЭ, МЦРИАП, КНБ (по согласованию)не требуются
 Продолжение мероприятий по цифровизации государственных услуг в сфере легального оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекуросов, в том числе путем интеграции портала е.license в рамках проекта регулирования «с чистого листа»информация в Правительство4 квартал 2023-2024 г.г.  МВД, МЦРИАПне требуются
 Расширение перечня наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров (раздел 2.12), в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию ЕАЭС и (или) вывоза с его таможенной территории их новыми видами (решение коллегии ЕЭК от 21.04.2015г. № 30)решение коллегии ЕЭК2 полугодие 2023 г.МТИ, МВД, МЗ, МФ, РГКП «ЦСЭ»
(по согласованию)
не требуются
Укрепление и расширение международного сотрудничества
 Принятие мер по заключению международных договоров и подписанию меморандумов, а также иных документов в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков как в многостороннем, так и двустороннем форматезаключение международных договоров, подписание меморандумов, принятие иных документов4 квартал 2023-2025 г.г.  МВД, МИД, КНБ (по согласованию)не требуются
 Обеспечение представительства национальных интересов Казахстана в международных организациях, в том числе за счет участия в оперативных мероприятиях:информация в Правительство4 квартал 2023-2025 г.г.  МВД, МИД, КНБ (по согласованию)РБ (в пределах имеющихся бюджетных средств)
69.1ШОС – операция «Паутина»;
69.2ОДКБ – операция «Канал», заседания КСОПН;
69.3ЦАРИКЦ – операции «Рефлекс», «Подмена»
 В рамках председательствования Казахстана в ШОС (2023-2024 годы):протоколы заседаний  4 квартал 2023-2024 г.г.  МВД, МИД, КНБ (по согласованию), ГП (по согласованию)     
70.1подготовка к проведению заседаний рабочих групп, совещания старших должностных лиц, совещания руководителей компетентных органовне требуются
70.2реализация мероприятий в рамках очередной Антинаркотической стратегии ШОС на 2024-2029 годы с разработкой и принятием соответствующего рабочего планане требуются
70.3подготовка материалов к совещаниям высокого уровня СМВД, СМИД, ССБ, СГГне требуются
 Проведение на территории Казахстана очередного этапа операции «Канал» ОДКБ
и заседания рабочей группы по ее подготовке, очное участие в аналогичных мероприятиях на территориях других государств
информация в Секретариат ОДКБ2 полугодие 2023 г.  МВД, МИД, АФМ (по согласованию), КНБ (по согласованию)РБ (в пределах имеющихся бюджетных средств)
 Продолжение сотрудничества с УНП ООН в рамках реализации:реализация проектов4 квартал 2023-2025 г.г.  МВД, МИД, МП, МНВО, МЗ, АФМ (по согласованию), КНБ (по согласованию)не требуются
72.1стратегии УНП ООН по синтетическим наркотикам на 2021 — 2025 годы    не требуются
72.2региональной программы для Афганистана и соседних странне требуются
72.3программы для стран Центральной Азии
на 2022-2025 годы
не требуются
 Обеспечение участия представителей Республики Казахстан в мероприятиях
в рамках КНС ООН (г.Вена, Австрия и другие города мира)
протоколы заседаний 1 полугодие 2023-2025 г.г.МВД, МИД, КНБ (по согласованию)РБ (в пределах имеющихся бюджетных средств)
 Продолжение сотрудничества в рамках ЦАРИКЦ:предложения в УНП ООН,   проекты НПА,   заседания СНК                      4 квартал 2023-2025 г.г.                                МВД, МИД, КНБ (по согласованию)                        не требуются
74.1подписание и ратификация Соглашения об обмене и защите секретной информации
в рамках ЦАРИКЦ
не требуются
74.2продвижение инициативы ЦАРИКЦ о создании Рабочей группы по оценке афганского наркотрафика по «Северному маршруту»не требуются
74.3оказание поддержки деятельности ЦАРИКЦ за счет решения вопросов его самофинансирования государствами-участниками и привлечения донорских средствне требуются
74.4проработка вопросов закрепления за представителем Казахстана должности заместителя Директора ЦАРИКЦ на постоянной основене требуются
74.5— продвижение инициативы присоединения Турции к Соглашению о создании ЦАРИКЦ в качестве государства-участникане требуются
 Дальнейшее развитие сотрудничества в рамках ШОС, ОДКБ и СНГ, а также взаимодействия с ЕС, США и другими иностранными партнерамиинформация в Правительство4 квартал 2023-2025 г.г.  МВД, МИД, МП, МНВО, МЗ, АФМ (по согласованию), КНБ (по согласованию)РБ (в пределах имеющихся бюджетных средств)
 Изучение опыта Европейского мониторингового центра по наркотикам и наркомании в
г. Лиссабоне (EMCDDA) с  рассмотрением его внедрения в РК
информация в Правительство2 квартал 2024 г.  МЗ, МВД, ГП (по согласованию), МПне требуются
Заключительное направление
 Проведение заседаний МВШ по усилению межведомственного взаимодействия, рассмотрению результатов реализации Комплексного плана и, при необходимости, внесению в него изменений и дополненийПротокол заседания МВШ4 квартал 2023-2025 г.г.  МВД, заинтересован-ные государствен-ные органыне требуются

Примечание: расшифровка аббревиатур:

МИОР – Министерство информации и общественного развития Республики Казахстан

США – Соединенные Штаты Америки

МЮ – Министерство юстиции Республики Казахстан

СМИ – средства массовой информации

ГП – Генеральная прокуратура Республики Казахстан

ООН – Организация Объединенных Наций

УНП ООН – Управление Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности

МВШ – Межведомственный штаб по координации деятельности государственных органов, направленной на противодействие наркомании и наркобизнесу

МНВО — Министерство науки и высшего образования Республики Казахстан

МЗ – Министерство здравоохранения Республики Казахстан

ЕЭК – Евразийская экономическая комиссия

ЕАЭС – Евразийский экономический союз

КСОПН — Координационный совет руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков

КНС – Комиссия по наркотическим средствам

МТСЗН – Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан

ЕС – Европейский Союз

МИО – местные исполнительные органы

МБ – местный бюджет

ПСД – проектно-сметная документация

МВД – Министерство внутренних дел Республики Казахстан

СМВД – Совет министров внутренних дел

МИИР – Министерство индустрии и инфраструктурного развитияРеспублики Казахстан

МФ – Министерство финансов Республики Казахстан

ССБ – Секретарь Совета Безопасности

АФМ – Агентство Республики Казахстан по финансовому мониторингу

АРРФР – Агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка

КПССУ – Комитет по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры

МСР – медико-социальная реабилитация

СГГ – Совет глав государств

НПА – нормативный правовой акт

ЦАРИКЦ – Центральноазиатский региональный информационно-координационный центр по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров

МП – Министерство просвещения Республики Казахстан

АП – Администрация Президента Республики Казахстан

УПН ДП – управления по противодействию наркопреступности департаментов полиции

БПЛА – беспилотный летательный аппарат

РБ – республиканский бюджет

РГКП «ЦСЭ» — республиканское государственное казенное предприятие «Центр судебных экспертиз»

РНПЦПЗ — республиканский научно-практический центр психического здоровья

АПК – Агентство Республики Казахстан по противодействию коррупции

МТИ – Министерство торговли и интеграции Республики Казахстан

ЗОЖ – здоровый образ жизни

МИД – Министерство иностранных дел Республики Казахстан

СМИД – Совет министров иностранных дел

МЧС – Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан

СНГ – Содружество Независимых Государств

НБ – Национальный банк Республики Казахстан

КНБ – Комитет национальной безопасности Республики Казахстан

ОДКБ – Организация Договора о коллективной безопасности

НГ – Национальная гвардия

МНЭ – Министерство национальной экономики Республики Казахстан

НПО – неправительственные организации

МЦРИАП – Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан

ШОС – Шанхайская организация сотрудничества

СЭР – Служба экономических расследований

CADCA – Антинаркотическая коалиция общинных организаций Америки.

____________________________


Опубликовано

в

от

Метки:

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *